Решение задачи по обеспечению безопасности при использовании компьютера и интернета детьми требует комплексного подхода, решения множества психолого-педагогических вопросов. Школа должна играть одну из ключевых ролей в обучении детей безопасному использованию интернет-технологий.

Помимо выполнения очевидных мер безопасности (установка антивирусных программ, брандмауэров, фильтров, ограничений по времени) необходима разработка и реализация правил электронной безопасности, которые требуют привлечения широкого спектра заинтересованных лиц: директора школы, классных руководителей, преподавателей информационных технологий, самих учащихся и их родителей, поставщиков услуг интернета.

Среди них могут быть следующие:

  • Разработать четкие правила и процедуры использования интернета в школе, включая правили против агрессии по интернету и через мобильные телефоны, и регулярно оценивать и пересматривать их эффективность.
  • Обеспечить осведомленность о правилах допустимого пользования ИКТ и их применении. Очень важно, чтобы эти правила соответствовали возрасту.
  • Ввести действенные санкции к нарушителям правил пользования интернетом.
  • Назначить координатора действий по электронной безопасности.
  • Использовать лицензированного поставщика услуг интернета.
  • Использовать программные продукты фильтрации/мониторинга.
  • Обеспечить обучение всех детей навыкам электронной безопасности.
  • Обеспечить обучение и повышение квалификации коллектива в области электронной безопасности.
  • Организовать в школе пункт приема обращений, чтобы иметь возможность собирать и регистрировать происшествия в области нарушений электронной безопасности.
  • Проводить регулярную проверку принимаемых мер в области электронной безопасности.
  • Общие рекомендации по обеспечению безопасной работы детей в интернете для родителей и педагогов:
  • Установите компьютер в местах, где к нему будет общий доступ (в общей комнате, компьютерном классе), чтобы ребенок не мог долго оставаться наедине с компьютером
  • Будьте осведомлены об интернет-сайтах, которые используют дети и о том, как они проводят время онлайн
  • Установите брандмауэр и антивирусное программное обеспечение, объясните детям как программы фильтрации и блокировки или мониторинга могут им помочь безопасно использовать интернет. Объясните им принципы работы этих программ, а также причины, из-за которых вы их используете. Храните в секрете любые пароли, связанные с этими программами.
  • Получайте новые знания о том, как безопасно использовать интернет (через интернет-сайты, от интернет-провайдеров, из публикаций по данной теме в прессе и в специальной литературе, на обучающих семинарах).
  • Установите правила использования компьютера и интернета (дома, в школе).

Однако недостаточно просто иметь эти правила, взрослые должны активно использовать методы, которые помогают детям определить, каким должно быть безопасное поведение, и самим вести себя соответствующим образом.

Информационная безопасность в Интернете может обсуждаться во время уроков информатики, социологии, ОБЖ, гражданского права и др. На уроках информатики для младших школьников стоит обратиться к онлайновой игре «Wild Web Wood», содержащей основные понятия об устройстве Интернета, правилах работы в нем, в том числе — о сетевом этикете. Дети с помощью выбранных героев игры и мудрого Паучка найдут в ней много полезных советов о безопасном использовании Интернета, которые интересно также будет узнать родителям и педагогам. Игра создана на основе справочника Совета Европы «Интернет-грамотность», переведена на русский язык и будет интересна детям младшего и среднего школьного возраста. Ее можно найти по адресу: http://www.wildwebwoods.org/.

Журнал "Дети в информационном обществе"

Уроки "Дети в интернете"

Повышение квалификации:

Инфоурок

 
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!